logo
Приполярный Урал июль 2012 год.

Приполярный Урал июль 2012 год.

Наша группа в этот раз состояла из 5 участников. Среди них самому младшему - Артёму исполнилось всего 12 лет. Он первый раз в горах, как и наша девушка Алеся (по паспорту), которая пройдя с нами маршруты по Табликаю и Шарью, была принята в команду, как достойный кандидат в её постоянные члены.  Два других моих спутника Дмитрий и Вадим - опытные мужики, у обоих за плечами  служба в армии на Памире и Кавказе, у обоих достаточный опыт горных и пеших походов.  Всех нас объединяет любовь к путешествиям и приключениям. С каждым из взрослых членов команды мне приходилось неоднократно бывать в различных переделках, которые мы с честью проходили что называется «плечом к плечу». Поэтому уверенность в том, что запланированное нами удастся, сомнению не подлежало. Единственные мои опасения были связаны с сыном, но благодаря не слишком жёсткому графику утомить его сильно не пришлось.

Я, Вадим, Артем, Алеся и пес Рэй выехали из г.Усинска 15 июля. Дмитрий в это время был на работе и выехал только 16 числа. 17 июля мы должны были встретиться с ним в устье Лембикаю и Падежавожа.

16 июля 2012 года - день первыйОколо 2 часов ночи  мы прибыли на ст.Инта, где нас встречал Геннадий Коковкин, занимающийся заброской туристов на территорию Югыд-Ва. С Геннадием мы заранее все обговорили через интернет, он помог нам сделать регистрацию и найти попутчиков до месторождения Желанное.  Дорога до Желанного заняла почти 7 часов. 180 километров пути мы проехали на вахтовке «Урал» в самые горы. По пути делали небольшие остановки у местных достопримечательностей.

Кожим встретил нас необычно мутной водой. По словам наших забросчиков, вверху реки сошел сель и теперь вода подмывает какой-то глиняный берег реки.

В устье ручья «Пеленгичей» оставили заброску на сплав. Скинули все сплавное и продукты на обратную дорогу.

Около 7 утра прибыли на Желанный к озеру Большое Балбанты.  После утомительной дороги всем хотелось кушать и спать, т.к. выехали мы в Инту из Усинска в 16 часов вечера  15 июля и длительная дорога всех утомила. Поэтому кушаем, ставим палатки и располагаемся на ночлег.

Погода  испортилась, мелкий моросящий дождик затянул свою сонную песню, и мы проспали под ней до 16 часов вечера. Проснувшись, ребята собирали вещи, а я визуально просматривал  намеченный  траверс Малдынырда.

Почему-то в прошлом году хребет показался мне более пологим, а сейчас подумалось, что все будет не так просто, особенно для мужской половины команды, у которой вес каждого рюкзака был свыше 45 килограмм (взвешивали дома). Собрались, попрыгали и в путь!

Подъём начали по ручью, вытекающему из мертвого озера Грубепендиты.

Поднявшись на уровень озера,  увидели следующие ступеньки подъёма. Можно было обойти озеро справа (север), полезть вертикально вверх или идти тем путем, который был спланирован заранее, а именно траверсом хребта в южном направлении с постепенным набором высоты. Это решение было самое разумное с нашими весами за спиной. И мы продолжили восхождение.

На высоте примерно 900 метров хребет делится на 2 ступеньки. Первая идет смешанной каменно-травянистой полкой вдоль хребта на юг, вторая вертикальной каменной стенкой из огромных валунов под 450  уходит в небо. Карабкаться вверх не решили и пошли обходить вершину, наблюдая с высоты озеро Большое Балбанты, рудник Желанный и горы Старик-из и Старуху-из, где мы останавливались в прошлом году в домиках оленеводов.

Вершина хребта понемногу приближается, и мы решаем не тянуть траверсом дальше, а преодолеть эти 500 метров подъема. Хотя сделать это оказалось не просто, 500 метров 450 склона ползем на четвереньках по крупным и мелким курумникам, пока не достигаем перевального плато, на котором вдруг видим 2 балка и экскаватор.

Подойдя к строениям, увидели две вездеходные дороги, одна уходит прямо на вершину Малдынырда, другая уходит вниз, на ступеньку с которой мы пришли. Эх, знали бы раньше, прошли бы еще 300 метров вперед, и не пришлось бы карабкаться! Но учтем это на обратном пути.

В балках никого нет, в одном из них тепло и есть рабочая одежда и продукты. Время около 12 часов ночи. Решили не задерживаться, и пошли дальше. Начинает светать, показался спуск к Лембикаю.

День 2 – 17.07.2012г.

Время 00.00. Тянущееся плато кажется бесконечным, но угол склона постепенно повышается. У Безымянного ручья он составляет примерно 300. Там у слияния Лембикаю и Падежавожа должны быть две избы, указанные в базе данных изб на Приполярном Урале, составленной Данько В.Ю. и Ерёмкиным М.А.

Спустившись вниз, искали избушки около получаса. Нашли два строения из жердей и бурукрытия (прорезиненного брезента). Никаких других следов людей нет.

В этом месте мы договаривались встретиться с группой из двух Самарцев, которые вышли раньше на два дня и  должны были нас ждать и с Димой, который должен был появиться сегодня в течение дня.  Но в избушках никого. Поэтому было принято решение расположиться и ждать остальных участников.

Переход Малдов дался нам нелегко, ползли 11 километров целых 9 часов. Первые дни похода всегда даются тяжело, но у нас есть время поспать до обеда и подготовиться к приходу своих товарищей.  После вкусного обеда по закону Архимеда расползлись по палаткам и проснулись около 2 часов дня.

Прогулялись вокруг, погода отличная. Сделали много пейзажных фотографий. Поймали рыбы на еду и даже закопали клад с запиской. В этот клад положили детский нож Артема, взамен он получил свой первый, взрослый туристический нож.

Для того чтобы подать знак своим товарищам разожгли большой костер, а из найденной кастрюли сделали коптильню для рыбы. На открытом, видном месте установили флаг.

К вечеру на наши ориентиры пришёл Дима. Осмотрев обстановку у Балбантов  он не пошел траверсом как мы, а полз напрямую по южному берегу озера Грубепендиты. В результате попал на другой ручей, впадающий в Лембикаю ниже в 2-3 км от нашего места встречи.  Поэтому пришел он не с хребта, а с низовьев Лембика. Но к приходу нашего товарища ужин у нас уже был готов. Решили заночевать и если к утру никто не появится двигать по маршруту дальше.

День 3 – 18.07.2012г.

Утро началось с перебора вещей. Беря с собой в поход ребенка и девушку перестраховались в одежде, лекарствах и еде.  В прошлом году, продуктов нам хватило ровно под завязку, так что в этот год  взяли не скупясь 44 кг еды на 12 дней. Получилось примерно 700 гр. на брата в сутки. Из них 22 кг оставили с катамараном на сплав, а 22 кг тащили с собой. Нитка маршрута туда-обратно  проходила через избу на Лембике, поэтому здесь мы оставили вторую закладку и сбросили лишние вещи и продукты. Около 10 часов утра выдвинулись в сторону озера «Форельное». Вариант прохода нам был не известен, просто прикинут по карте по возможным рельефным складкам, дальше ориентировались визуально. Вниз по Лембику уходит вездеходная дорога, по ней мы и отправились. Через 1,5-2 км она стала уходить от реки правее, а расстояние от реки до дороги все гуще и гуще стало заполняться высоким плотным кустарником. Заметив это, решили пробираться к реке и форсировать её в этом месте. Но не тут-то было! Пробивались через плотный лозняк кое-как, а когда вышли к реке, она делилась на несколько рукавов, некоторые из них достигали глубины 3-4 метра и брод был невозможен. Вернуться назад или идти вперед разницы не было никакой, мы оказались в плотном кольце сплетённых между собой 2 метровых кустов. Еле-еле поднялись обратно выше по течению и отыскали брод. Глубина его была ровно по забродные сапоги, но сильным течением все же Артёму налило водички через край сапог. Кустарник отнял 1,5 часа ходового времени.

Реку переходили взявшись за руки, я и Дима страховали с флангов, Вадим стоял по центру удерживая справа Артема, слева Алесю. На противоположном берегу через 100 метров от реки начинается бугор с лиственным лесом. Край этого лиственника, который ближе к реке зарос кустами, так что нужно подняться чуть выше там по одному из бугров идет конная тропа. По ней мы поднялись на край бугра разделяющего долины Лембика и ручья Алькесшор.

Дальше предстояло пройти примерно 7 км по заболоченной каменной морене. Между небольшими озерками до ручья  Алькесшор. Здесь множество тропинок натоптанных оленьими стадами, так что мы пошли напрямую, но нужно внимательно смотреть под ноги, слишком много ручьев и ловушек во мхах между камней, обратно мы выбрали более лёгкий путь, ну об этом позже.

Дошли до ручья Алькесшор, от сюда хорошо просматривается ледник Григорьева и прогиб в Саледах где расположено озеро Форельное.

Еще один рывок и мы уже ставим лагерь у маленького озера рядышком с Форельным.

Подобрать здесь сухое, ровное место не так-то просто, поэтому тем, кто пойдет по нашим стопам, рекомендуем стать так, как на фото выше. Здесь более-менее сухая поляна. Прямо по курсу прогиб в горах – перевал Форельнй, справа от нас кар с ледником Григорьева.

Поужинали и легли спать. Ночью была ужасная гроза, всю ночь гремело и сверкало так, что искры молний освещали палатку изнутри. Посмотрел на Артёма, а ему хоть из пушки стреляйте, сопит в две дырочки и хоть бы хны. :-)))

День 4 – 19.07.2012г.

Несмотря на ночную непогоду, проснулся от того, что солнышко нагрело палатку и стало душно. Сегодня у нас дневка – обследование озера Форельное. По «оперативным» данным в озере водится арктический голец.  Ребята все еще спят, вышел, поснимал на фото их сладкие сны, пейзажи вокруг и стал готовить завтрак.

Прошлись вокруг озера, нашли чудесный водопад. На карте имя ему не обозначено, назвали «Артёмкин». Он расположен  на северной стороне озера Форельного ближе к перевалу Форельному. Поднялись на северный гребень от озера. Глянули с высоты на Восточные Саледы.  Обошли озеро кругом и пошли обратно в лагерь.

В лагере стали готовить ужин, когда уже практически все было готово, на горизонте показался конник. При приближении оказалось, что идут 2 лошади и один наездник. Увидев нас, он повернул в нашу сторону.

Подъехав к нам, всадник спешился. Познакомились, зовут Николай – оленевод. Их стадо из Саранпауля Тюменской области, в данный момент они пасут оленей у истоков реки Хамбалью. Мы намеревались туда пройти завтра, чтобы посетить еще одно озеро. Спросили про дорогу, Николай сказал, что дорога не трудная. Угостили гостя чем смогли, отправили дальше в путь, а сами поужинали и залезли в палатку играть в карты, т.к. разгулялся сильный ветер.

День 5 – 20.07.2012г.

Этот день мы решили посвятить радиалке  к безымянному озеру у истока реки Хамбалью, долина которой проходит между Восточными и Западными Саледами.  Попасть туда можно пройдя перевал Форельный, далее на север по истоку ручья Становой к перевалу Становой, соединяющий водоразделы Хамбалью и Нидысея. Спустившись с перевала Становой, нужно повернуть направо, в каре под перевалом находится озеро. У нас было два интереса – один  рыболовный, второй разведка перевалов и проверка избы на перевале становой указанной в базе данных изб на Приполярном Урале, составленной Данько В.Ю. и Ерёмкиным М.А. Результаты наших хождений на фото ниже. Избу из базы данных можно удалить.

В этом месте видимо  была какая-то промышленная база, здесь очень много остатков металла  - саней, труб и другого металлолома. Нашли здесь и выход какого-то голубого минерала, очень похожего на бирюзу.

В общем прогулялись, посмотрели своими глазами. Для тех, кто соберется зимой - проход этих двух перевалов не сложен, даже на лыжах. Жилья нет.

Вернулись в лагерь, поужинали и легли спать. Несмотря на то, что стоянка наша находилась на открытом и продуваемом месте, комарьё и мошкара по вечерам давали нам жару. Днем вся эта летучесть где-то пряталась, но в вечернее  аппетит у них очень сильно развивался. Спасение одно – палатка  и таблетки фумитокс.

День 6 – 21.07.2012г.

Проснулись рано, опять разбудило солнце. Часа в 3-4 утра в палатке уже баня, раздеваемся до трусов и сбрасываем спальники, но не помогает, жарит как на сковороде. Поэтому с семи часов утра все на ногах. Сегодня дел много, завтрак, сборка лагеря, переход в избу на Лембике. Собрались к 11 часам и вышли. Решили обойти долину  р. Алькесшор по примыкающему к нему с юга склону. Этот путь оказался длиннее, но легче было идти и по времени мы выиграли 40 минут. По пути сделали несколько фотографий видов долины Лембика, ледника Григорьева и ландшафта р. Алькесшор.

На фото сверху прямо, чуть левее центра, слияние ручьёв, где стоит изба. Переходить Лембик нужно как можно ближе к этому месту. За этими озерками ближе к реке идет вездеходная дорога, которая выводит прямо к избушке. С той стороны мы её видеть не могли, так как её пересечение выходи на луг где она заросла травой.  Идти же с этой стороны совершенно не трудно.

Около 6 часов вечера  дошли до избушек, разбили лагерь и стали готовиться ко сну.

Погода портилась, все говорило о том, что завтра будет дождь. Но у нас не было недостатка в сухой одежде, т.к. запасные комплекты ждали нас  у избы в заначке.

День 7 – 22.07.2012г.

Когда Геннадий Коковкин  оставлял нас у Больших Балбантов он сообщил нам, что 23 июля в 8 утра будет забирать группу туристов у Желанного, поэтому если мы не хотим топать ногами до устья Пеленгичея, то нам к этому времени необходимо выйти к руднику.  По времени мы прикинули, что на то чтобы перемахнуть Малды  уйдет часов 10-11, т.к. с этой стороны подъём гораздо длиннее, чем с той, что от Балбанью.  Значит, у нас как минимум пол дня в запасе. Выходить к руднику раньше не было никакого прока, там очень тяжело с дровами, а здесь у нас под боком лес, много лиственного сушняка. Так что решили свободное время провести на Лембике и выйти после обеда.

Утром, проснувшись никуда не спешили, лишние продукты повесили в избе в пакетах на гвоздики, чтобы к ним не добрались мыши. Надеемся, они пригодились кому-нибудь из голодной туристической братии. У нас на сплаве продуктов было еще завались, поэтому просто избавились от лишнего веса.  Сходили, поймали немного рыбы на дорогу, т.к. в Кожиме вода была мутной, и скорее всего небогатый на рыбу Лембик в этой ситуации стал для неё просто убежищем где есть чистая вода. Около 17 часов двинулись в путь.

Не успели подняться по ручью и пару километров, как погода стала усиленно портиться. И буквально за какой-то час  затянуло все дождем и туманом.  Шли в тумане, по перевальным турикам, установленных видимо взрывниками, потому как направление было точным на их базу.  Видимость  20-30 метров.

Фотографировать в такой мгле просто невозможно. Была еще одна беда – в тумане не найти воды. А пить хотелось очень!  К полуночи достигли балков  и экскаватора, в них оказались хозяева. Попросились погреться, они нас любезно пустили. Развесили мокрую одежду вокруг печи, разговорились. Фирма «Голд-Минералл» ведет изыскательные работы по поиску золота. Ведутся взрывные работы. Взрывают только днем при хорошей видимости. Ночью капают траншеи и подготавливают все к работам в дневное время. Основная база находится на хребте Малдынырд  севернее рудника «Желанный». Туда ведет вездеходная дорога по гребню Малдов. Взрывные работы ведутся там же прямо над озером Грубепендиты. Для нас это было не новостью, мы все это знали со слов Коковкина. Поэтому переходить Малдынырд нужно только в том месте, где шли мы и только ночью.

День 8 – 23.07.2012г.

У ребят мы просидели почти до 5 утра. Успели даже немного покимарить, а в 5 утра пошли на спуск к Желанному. Дождь не переставал, но немного просветлело. Спустились к полке траверса и внизу увидели ожидающую нас автомашину.

Достигнув озера Б.Балбанты, бросили вещи, и пошли с сыном на рудник в поисках хлеба. Сухарей у нас было много, но если есть возможность прикупить свежего хлебушка, то почему бы ей не воспользоваться? Хлеб мы нашли, взяли еще печенье и свежую выпечку. Когда шли по дороге до рудника обалдели – её отсыпали кварцем, в  щебне которого много чистейшего хрусталя! Набрали ребятам сувениров.

Хозяева вахтовки ждали, пока соберётся группа, которую они должны были забрать. Ждали и мы, замерзшие и мокрые как цуцики.  Хорошо оставили заначку, перекусили на коленках.  Потом 20 километров протряслись в будке авто и вот мы на устье Пеленгичея, где спрятан наш катамаран и скарб на сплав.

Заначку нашли быстро, по забитой точке в GPS. Но, мама не горюй! Наши шмотки нашли какие-то зверьки, разгрызли сумку с продуктами, половину раскидали, а одна мышь даже издохла от обжорства рядом. То что звери не сожрали, а раскидали,  намочило дождем. Не глобально конечно, но неприятно. Лишились конфет, сгущенки в пакетах и одной пачки блинной муки. Остальное все вроде бы целое, но липкое от растворившихся дождем сладостей.

В общем, устроили костер и праздник живота, отметили окончание пешей части маршрута!

А когда после обеда вышло солнышко, разложили и развесили все мокрое, устроив сушку.

День 9 – 24.07.2012г.

На кануне спросили у Коковкина  - сколько занимает сплав по Балбанью и Кожиму? Он ответил по паре дней на каждую реку. Времени нам хватало с лихвой, выход был назначен на 28 число, т.к. 29 июля у Вадима был день рождения. Поэтому спешки никакой не было. Утром жарили блины со сгущенкой (запас был), собирали катамаран, паковали вещи в гермики и просто дурачились.)))

Перед стартом фото на память, Дима за кадром снимает.

В прошлом году участвуя в чемпионате, нам занизили оценки за нарушение техники безопасности, мы сделали выводы  и в этом маршруте подготовились как надо. У всех участников были каски, спасательные жилеты, а так же на борту была «морковка». Если каски и снимались, то только для съёмки и вне судна.

Места в катамаране распределились следующим образом правый борт Вадим в носу, Алеся на корме, левый борт в носу ваш покорный слуга, на корме Дима. Артему с собакой досталась золотая середина.

Первым интересующим нас местом были гроты Балбанью. Они находятся буквально за первым поворотом от нашего старта.

Со стороны берега, говорят, есть входы в эти пещеры, где манси раньше хранили рыбу. Мы не поднимались на берег, но сразу за гротами увидели оборудованную в качестве стоянки беседку, в которой остановилось две группы туристов. Не останавливаясь мы проплыли мимо помахав им руками.

А дальше началось! До Санавожа вся река представляет из себя сплошную шиверу с мелями. И если у неё еще нет имени, то я предложил бы назвать её «Я ишак!».

Не слушайте никого, если вы собрались плыть по Балбанью, то стартуйте от Санавожа, иначе будете потеть и горбатить как мы. Катамаран практически тащили волоком несколько километров.

У Санавожа резко появляется вода, причем с серьёзным бурным порогом. Это первое препятствие, на котором Балбанью заявляет себя как горная река.

Прохождение этого порога заснято нами на видео, которое можно посмотреть по ссылке:

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=LLJn30Vrr08

Далее река становится пошустрее. Течение  набирает скорость, много узких проходов требующих просмотра. Я не буду перечислять все пороги, т.к. их учет мы не вели, записали только самые веселые и опасные.

Второе препятствие  порог с узким проходом, с прижимом вправо мы прошли не без приключений. Правым бортом все же зацепили скалу, хорошо рама была из березы, а не дюралевая, береза отыграла, сломали только торчащий кончик. Но когда послышался хруст рамы, онемели все. В такие минуты мобилизуются все силы, решения принимаются на уровне инстинктов – механически. Доли секунды и мы снова в струе и снова гребем. После того как вышли из прижима причалили к берегу. Осмотрели раму, местность и сделали фотки. Сверху на скале установлен крест с табличкой. С этого берега прочитать нам её не удалось, но фото сделали.

От этого места стали идти с просмотром. В опасных местах Алеся и Артем шли по берегу. В одном из поворотов весло Димы на ходу встряло между камнями и сломалось. Встретили по пути 3-4 группы туристов на отдыхе, суда были на берегу, костры горели, нас провожали махающие руки.  Дошли до огромного по размерам полигона с остатками драги. Прошли пешком просмотрели. В конце его третье опасное препятствие узкий проход с правым прижимом. Он расположен в правой петле недалеко от устья Балбанью.

Это препятствие, пожалуй последнее,  которому следует уделить внимание. Сам слив Балбанью в Кожим довольно широкий, а встречное правое течение Кожима помогает сделать разворот для чалки на левый берег. Прямо в устье расположена оборудованная стоянка парка, в которой мы и остановились.

Пока суть да дело, стемнело. Поужинали и легли спать. На прохождение Балбанью ушло всего пол дня.

День 10 – 25.07.2012г.

 В устье Балбанью наша группа была не единственная. С нами на стоянке стояли 2 катамарана, а так же на противоположном берегу Балбанью стояла пара. Надо сказать, что народу на реке не то что много, а просто тьма.  Наши соседи собрались с утра и пошли вниз, т.к. такая теснота похоже их тоже раздражала. А когда приехал автомобиль Урал, и из него высадился десант в 20 человек, настроение моё тоже стало портиться. Кожим - самая доступная река от Инты, сюда едут не только сплавляться, но просто пожарить шашлыков. Это не есть гуд, для таких туристов как мы, которые ищут дикие места и покой.  Кроме того, ландшафты Балбанью и Кожима очень сильно разочаровали. Практически вся река – это перемытый каменно-песчаный полигон, с торчащей арматурой, трубами, полузакопанным железом. Всё это очень удручает. Рыбаков на реке каждые 100-500 метров. Поинтересовались что ловят. Нам показали хариусков по 200-300 грамм. При таком прессинге мы даже не стали расчехлять удочки. Желание было одно поскорее пройти и покинуть эту реку.

Спросили у соседей, сколько ходу до «переправы» (пересечения реки с Интинским трактом).  Нам ответили с утра выйдете, вечером дойдёте. Вот те на! А Коковкин говорил двое суток. Посмотрели карту и действительно не так много. Решили устроить еще одну дневку, сходить по дороге вдоль Балбанью, сфотографировать не могли  вчера из-за плохой погоды. Ну и кроме того нас ждал «Манюку» - порог 4 категории сложности. Нужно было посмотреть, как его проходят другие группы. В общем, этот день был посвящен фотоохоте.

На фото: Останец «Старик хозяин»

На фото: Балбанью недалеко от устья 

После обеда просмотрели на Кожиме порог «Манюку».  На фото: Заход в порог с поворотом и левым прижимом.

Выход из порога

Посмотрели проход трех групп порога «Манюку». Тактика у всех одна идти ближе к правому берегу, перед скалой резко уходить вправо.  Правда многие страхуются, переносят вещи по берегу за порог и идут в препятствие пустые.

Ну да ладно, будет день, будет пища, а пока спать!

День 11 – 26.07.2012г.

Утром встали рано, т.к. хотели все-таки сегодня дойти до «Переправы», а там решить идем до железнодорожного моста или нет. В 8 часов утра, позавтракав и сложившись, стояли на воде. Артёма и Алесю отправили снимать как будем проходить препятствие. Задание одному снимать видео, а другому фото было выполнено  с точностью наоборот. ))) Оба снимали видео, поэтому фото прохождения  нами «Манюку» нет. Оба видео сюжета выложены здесь:

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=7Tp85PU2Ug8

 

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=jiptzu1YxGs


Недалеко от «Манюку» по левому берегу реки расположен еще один останец «Каменная Баба». Это место было культовым у древних манси. Возле 30 метрового останца напоминающего фигуру женщины археологи обнаружили остатки костей животных, наконечники стрел, черепки глиняной посуды. Это говорит о том, что древние люди здесь приносили жертвоприношения своим богам.  С парой туристов из Москвы мы сделали фото на память.

Дальше река Кожим уже практически не удивляла нас. Да, были пороги, но их уже никто не фиксировал, т.к. по сравнению с Балбанью и «Манюку»  это все мелочи жизни. Ландшафты Кожима, это слёзы  –  лунно-помойный пейзаж. Единогласно решили, что идем до переправы и никогда больше сюда не возвращаемся. Река просто убита. Никакой рекультивации толком не произведено, смотреть тут не на что, одно разочарование. Может конечно людям приехавшим со средней полосы России и есть чему тут удивляться, но мы видали места и покрасивее. Косью и Вангыр выглядят по сравнению с Кожимом на высоте. И это хорошо, что эти реки попали в территорию Национального парка, иначе они бы превратились в то, во что превратился Кожим и Балбанью.

Несколько фото того, что еще можно было заснять на Кожиме.

Все остальное это перерытые экскаваторами берега, намытые из песка и камня терриконы, вырубленный лес и остатки различной техники. Всё это фотографировать не было никакого желания.

Шли практически без остановок, исключая стоянку на обед. Дошли до турбазы «Орлиная». Разрекламированный бренд и больше ничего. Все что можно снять там красивого мы сняли, остальное - бараки и руины. Если хотите там остановиться койко-место стоит 1 800 рублей  в сутки без питания.

Дальше шли до самой  «Переправы». Её строения хорошо видны с воды. Время было примерно 19  часов вечера. Поднялись наверх, договорились с егерем о ночевке. Собрали катамаран и стали ждать попутной машины. Машину поймали около 3-4 часов ночи и уже рано утром сидели в поезде домой.

Практически вся территория Приполярного Урала принадлежит национальному парку «Югыд-Ва». Проход в данную зону только по специальным пропускам. Администрация парка и филиалы представительств расположены:

  • Адрес: 169570, Республика Коми, г.Вуктыл, ул. Комсомольская, 5, тел./факс 8(82146) 24-7-63.
    Директор: Фомичева Татьяна Савватьевна, тел. 8(82146) 2-47-63, ftsnpark@inbox.ru
    Зам. директора по науке: Шубницина Елена Игоревна, тел. 8(8212) 63-63-44, yugydva2007@yandex.ru
    Главный бухгалтер: Молчанова Татьяна Николаевна, тел. 8(82146) 22-6-39.
    Зам. директора по экопросвещению, туризму и рекреации: Ефимова Ирина Александровна, тел. 8(82146) 21-0-57, yugyd-va@mail.ru
  • г.Печора, ул. Островского, 71, тел. 8(82142) 34-5-34, pechora-park@mail.ru, руководитель Печорского филиала: Батула Григорий Викторович.
  • г.Инта, ул. Дзержинского, 27 а, тел./факс 8(82145) 62-0-93, park-inta@yandex.ru, исполняющий обязанности руководителя Буга Ольга Викторовна.

Вся информация о правилах посещения и регистрации в парке выложена на сайте http://www.yugydva.komi.com/

Варианты заброски на территорию парка возможны через п.Вуктыл, г.Инта и г.Печора по рекам Щугор, Паток, Кожим, Косью, Сыня, Вангыр

Мы использовали вариант заброски автомобилем Урал с г.Инты до месторождения Желанный через ИП Коковкина Г.И., услуги которого описаны на его сайте http://kozhim.narod.ru/ . Он же осуществляет регистрацию в администрации парка и МЧС.

Варианты выброски возможны посредством сплава, либо пешим проходом по рекам Кожим, Косью, Сыня, Вангыр, до их пересечения с Северной железной дорогой. В местах пересечения рек с ж/д  имеются станции, на которых можно приобрести билеты пригородного и дальнего сообщения. Так же возможен сплав по рекам Щугор и Паток до деревни Усть-Щугор откуда имеется автотранспортное сообщение с п.Выктыл и ж/д ст.Ухта.

14 апреля 2015 11:53

Бахмутенко Владимир Анатольевич